В начало
Карта сайта
О проекта

Фараон Хоремхеб

  покровский поселок таунхаусов

Фараон Хоремхеб

Фараон Хоремхеб

Фараон Хоремхеб - древнеегипетский сановник и военачальник, впоследствии ставший фараоном Древнего Египта, правивший приблизительно в 1319 - 1292 годах до н. э., последний из XVIII династии (по мнению отдельных исследователей, его можно считать первым фараоном XIX династии).

Хоремхеб происходит из рода номархов города Ха-ниса (Хутнисут; то есть "Дом царя"), главного города 18-го нома Верхнего Египта. Город Ха-ниса в памятниках является и под другим именем, Ха-бенну, то есть "Город Феникса"; это Гиппонон греческих писателей, Алебастрополь географа Птолемея. В честь местного бога Хора, "владыки Хутнисут", будущий фараон получил имя Хор-ем-хеб (букв. "Хор, в празднестве"), ему же он приписывал своё возвышение. Родители Хоремхеба не известны и сам он в своих надписях никогда не называет их.

При слабых преемниках Эхнатона Хоремхеб, постепенно возвышаясь по лестнице должностей и званий, занял ряд крупнейших постов в государстве. При Тутанхамоне он занимал высокий военный пост, командуя войсками во время азиатского похода. Весьма возможно, что в эту эпоху вся реальная власть находилась в его руках.

После смерти Эйе, Хоремхеб, опираясь на армию, занял трон фараонов, в чём ему, по всей видимости, усердно помогало жречество бога Амона. Захватив царскую власть в свои руки, Хоремхеб изобразил эту узурпацию как выполнение непосредственной воли богов. Для того чтобы закрепить своё положение на престоле, Хоремхеб женился на Мутнеджмет, которую большинство историков считают младшей сестрой Нефертити, хотя это не подтверждено документальными источниками.

В течение всего царствования Хоремхеб постоянно старался подчёркнуть законный характер своей власти. Так, в одной надписи он называет фараона Тутмоса III "отцом своих отцов", а на восьмом году своего царствования, как верный потомок своих великих предшественников, он поручил архитектору Майя восстановить гробницу Тутмоса IV, нарушенную грабителями могил. Этим он стремился, как бы особенно подчеркнуть свою непосредственную связь с фараонами XVIII династии.

Стремясь изгладить даже воспоминания о реформах Эхнатона, Хоремхеб безжалостно уничтожил всё, что было связано не только с ним и с культом Атона, но и со своими непосредственными двумя предшественниками - Тутанхамоном и Эйе. Он присвоил все их сооружения и статуи, стерев их имена и поставив взамен своё. Более того, он объявил себя непосредственным преемником Аменхотепа III, исключив, таким образом, Эхнатона, Сменхкара, Тутанхамона и Эйе из списка правивших фараонов, а годы их правления причислил к своему царствованию. Для последующих поколений Хоремхеб стал первым законным царём после Аменхотепа III. Ахетатон, с его великолепными дворцами, виллами и храмами, был по приказанию Хоремхеба разрушен. Святилища Атона снесли. Гробницу Эйе разорили и стёрли имена его и его жены. Также поступили и с гробницами приближенных Эйе и Тутанхамона. Почему гробница Тутанхамона осталась нетронутой - это остается загадкой.

Однако памятники времени Хоремхеба вскрывают и другую сторону его деятельности, позволяющую уяснить, что он не обделил своим вниманием и тот слой египетского общества, на который, в недалеком прошлом, опирался царь-реформатор Эхнатон. Свидетельством тому служит указ Хоремхеба, выбитый на каменных плитах во многих городах Египта (сохранился у десятого пилона в храме в Карнаке, а также вблизи Абидоса). Фараон грозит суровым наказанием - отрезанием носа и ссылкой в пограничную пустынную крепость Джару (Чару) - тем должностным лицам, которые совершают акты произвола по отношению к немху, провозглашаются меры по укреплению правосудия по всей стране, нарушение которого карается смертью. Защита среднего служилого слоя, и особенно воинов, объявляется постоянной заботой фараона, а их материальное обеспечение гарантируется всем достоянием дворца и его житницы. Хоремхеб реорганизовал податную систему, принял меры против мародерства воинов и взяточничества чиновников. При царском дворе по-прежнему многие высшие должности занимают выходцы из среды мелкого и среднего служилого люда, чиновники, не связанные со старой потомственной знатью, местом сосредоточения которой, как и раньше, являлись Фивы. Но египетские цари послереформенного времени не склонны были подолгу задерживаться в Фивах. Уже двор Тутанхамона пребывал в основном на севере, в Мемфисе. Сразу же после коронации на север отправился и Хоремхеб.

При нём была предпринята военная экспедиция в Нубию, увековеченная на стене полускального храма в каменоломнях Гебель эс-Сильсила, где изображены нубийские пленные, и победное шествие египетской армии при возвращении домой.

Хоремхеб совершил также поход в Сирию. Изображения и надписи на IX пилоне Карнакского храма повествуют о захвате множества пленных и богатой добычи. В списках побежденных городов и стран значатся наряду с Пеллой (Пихил), Кадешем, Катной, Тунипом, также северо-сирийский Угарит и, наконец, само царство Хатти и страна Арцава. Даже князья Хауинебу (эгейских островов) изображены покорными фараону. Считать перечисление этих названий в списках побежденных городов, пустой похвальбой затруднительно, потому что Арцава, например, отсутствует в списках, дошедших до нас от более ранних царствований. Как бы то ни было, закрепить свои успехи на севере, фараон был не в силах и заключил с хеттским царём мир на равных условиях с признанием status quo.

Заинтересованный в поддержке фиванского жречества и стоящих за ним кругов, Хоремхеб в честь Амона продолжил строительство, так называемого Гипостильного зала, перед Карнакским храмом. Там он пристроил к центральному проходу, возведенному, видимо, ещё Аменхотепом III, боковые части, покоящиеся на 126 колоннах высотой 13 м и поставленных в 7 рядов с каждой стороны среднего прохода. Кроме этого, Хоремхеб ещё возвёл в этом же храме два двойных пилона, для которых, впрочем, он использовал готовые камни из тамошнего храма Атона, построенного Эхнатоном.

Кроме того, Хоремхеб присвоил себе комплекс поминального храма Эйе в Мединет-Абу на противоположном от Карнака берегу Нила и предназначавшийся первоначально для Тутанхамона. Он лишь достроил и расширил его, а также записал вместо титулатуры Эйе свою титулатуру на колоссальной статуе более пяти с половиной метров высотой, расположенной в этом храме.

Хоремхеб соорудил для себя две гробницы. Первая - в Саккара близ Мемфиса, выполненная для Хоремхеба до его воцарения, ставшая местом погребения его жен. Многие рельефы из гробницы находятся в настоящее время в Лейденском музее. Вторая, уже царская, усыпальница Хоремхеба находится в Долине царей и известна как гробница KV57. Несмотря на длительное правление Хоремхеба, стенные росписи в его царской гробницей остались незавершёнными.

Именно Хоремхебом были заложены предпосылки для нового возвышения Египта. Он вновь усилил Египет после временного упадка в Амарнский период. Фараоны XIX династии считали Хоремхеба её основателем и чтили его память. Возможно, это и стало причиной сооружения ряда гробниц, в частности, захоронения сестры Рамсеса II Тии, в районе Саккары, где находилась и первая усыпальница Хоремхеба. Память о Хоремхебе, очевидно, сохранил и народ: считается, что прототипом лирического героя Мехи Хоремхеба, известного из любовной поэзии конца Нового царства, был сам фараон.